Дело ТОАЗа может ударить по политической репутации России
Самара, 2 июля - DIXINEWS.
Дмитрию Мазепину придётся заплатить огромную компенсацию. Однако даже она не сравнится с тем репутационным ущербом, который может понести Россия на международной арене.
Вот уже целое десятилетие тянется "процесс захвата" химического завода "Тольяттиазот", который осуществляет группа "Уралхим", принадлежащая бизнесмену Дмитрию Мазепину. Как пишет
Так, в январе Высокий суд Ирландии вынес обвинительное решение по иску трёх компаний, которые в совокупности владеют 70% ТОАЗа, против 11 ответчиков, в том числе Дмитрия Мазепина и ОКХ "Уралхим". Их признали виновными в создании преступного сообщества и нанесении ущерба предприятию "Тольяттиазот" путём рейдерского захвата, пишет издание.
А в конце июня ТОАЗ добился в том же ирландском суде очередного решения в свою пользу, которое обязывает "Уралхим" до завершения рассмотрения дела не осуществлять и не способствовать действиям, которые могут привести к обращению взыскания на акции завода. Также удовлетворён иск в отношении ответчика Евгения Седыкина, которого обязали возместить ущерб за возбуждение неправомерных судебных процессов и организацию преступного группы с целью мошенничества против ТОАЗа. Такое же решение вынесено в адрес оффшорной фирмы Belport Ltd, аффилированной с "Уралхимом", а счета Седыкина и оффшорного кошелька Мазепина на сумму 78 млн долларов были заморожены.
Агентство напоминает, что Седыкина осудили в России на 4 года, однако он избежал заключения из-за возраста - 73 года. Отмечается, что почтенный возраст не помешал Седыкину вести деятельность по рейдерскому захвату ТОАЗа в интересах Мазепина.
Как установило следствие, в ноябре 2015 года Седыкин провёл несколько фиктивных собраний акционеров ТОАЗа, на основании решений которых в Единый госреестр юридических лиц внесли изменения, указав там новый состав руководства завода. Потом члены этого фиктивного совета потребовали от ТОАЗа 10% от чистой прибыли. Помимо того, Седыкина признали виновным в покушении на мошенничество - он пытался присвоить 6 млрд рублей и акции других собственников предприятия. А теперь Седыкин оказался ключевым потерпевшим по иску миноритарных акционеров к ТОАЗу.
С 2012 года идёт уголовное разбирательство в отношении Владимира и Сергея Махлаев, Евгения Королева, владельца Nitrochem Distribution AG Андреаса Циви, бывшего помощника гендиректора завода Александра Макарова и целого ряда бывших топ-менеджеров завода. Их обвиняют в присвоении выручки от продажи продукции за рубеж по заниженным ценам, что якобы нанесло ущерб акционерам ТОАЗа. Обвиняемых арестовали, правда, заочно, и сейчас они скрываются за границей.
Но факты говорят, что предприятие получило выручку в полном объёме, уплатило с неё налоги и направило деньги на дальнейшее развитие производства. Ведь ТОАЗ многие годы является крупнейшим налогоплательщиком Самарской области и входит в число предприятий, которые формируют четверть бюджета области. Помимо того, "Тольяттиазот" - одно из градообразующих предприятий в Тольятти. В 2012-2017 годах завод перечислил в бюджеты всех уровней около 28 млрд рублей, в том числе более 20,6 млрд рублей в региональные и местные бюджеты.
Также ПАО "ТОАЗ" занимается благотворительностью - поддерживает местную филармонию и городской краеведческий музей, организовало стипендиальную программу "Импульс" для молодых музыкантов, оказывает денежную помощь больницам, детям-инвалидам, ветеранам и семьям-усыновителям детей инвалидов. Суд предпочёл не заметить всего этого, и напротив, заморозил операции по акциям ТОАЗа, что уже противоречит защите интересов акционеров.
По словам главы Ассоциации "СРОО "Экспертный совет" Алексея Каминского, в экспертизе по делу есть нарушения основных методик. Его мнение поддержал заведующей кафедрой гражданского права юридического факультета НИУ ВШЭ Александр Сергеев. Всего же адвокаты насчитали 70 ошибок, допущенных в ходе экспертизы.
- Вся экспертиза построена на сравнении продажной цены аммиака с рыночной ценой не на момент поставки, а на момент, указанный в ГТД (грузовой таможенной декларации) в штампе «выпуск разрешен» - то есть с ценой, которая была актуальна четыре месяца спустя. Эксперты сравнивали несопоставимые величины, например цену продукции, проданной в июне, с декабрьской рыночной ценой. Если бы метод подсчета был правильным - этих гигантских цифр не было бы и самого дела не было бы, - заявил "Независимой газете" адвокат Александр Гофштейн.
Эту информацию суд проигнорировал. Причём все годы следствие оперируют показаниями Седыкина, которого российский и ирландский суд признал рейдером. Агентство пишет, что по факту самарское правосудие "откровенно отстаивает" интересы Мазепина, помогая ему получить статус добропорядочного гражданина Евросоюза и НАТО.
Адвокаты выяснили и то, что электронная текстовая заготовка проекта обвинительного заключения печаталась на компьютере "Уралхима", и потребовали вызвать на допрос ответственного за это следователя, но ходатайство было отклонено. Между тем, 23 мая коллектив ТОАЗа написал письмо в адрес главы Верховного суда Вячеслава Лебедева.
В тексте обращения, в частности, сказано, что ТОАЗ преднамеренно вовлечён в судебный процесс как потерпевшая сторона, несмотря на абсурдность обвинений в хищении всей готовой продукции, деньги за которую поступили на счёт предприятия в полном объёме.
- Те факты, которые мы узнаем от непосредственных участников судебных заседаний и из публикаций в СМИ, заставляют нас беспокоиться за судьбу предприятия, за судьбы каждого из более 4000 сотрудников ПАО «Тольяттиазот», за судьбы наших семей, - пишут работники завода.
1 июля работники ТОАЗ провели санкционированную акцию против попытки рейдерского захвата "Уралхимом". Работники завода не зря опасаются за свою судьбу и судьбу предприятия, так как для оказания давления на сторону защиты инициаторы процесса создают параллельные "судебные линии", беря в "заложники" носителей конфиденциальной финансовой информации из числа топ-менеджеров "Тольяттиазота".
Так, в апреле на выходе с судебного заседания задержали представителя компании-ответчика Florento Александра Брексендорфа, гражданина Германии. В МВД объяснили это проведением мероприятий по установлению местонахождения граждан других стран и их трудовой активности в РФ. Затем ФМС и МВД задержали гражданина Греции Макрелла Кремера, который способен выступить с объективными показаниями. Он представляет компанию-ответчика - Farodot Consulting Ltd. Кремер просил перенести заседание, чтобы успеть ознакомиться с делом, но ему отказали, а самого грека признали виновным в нарушении визового режима РФ.
Уже 31 мая Басманный суд Москвы арестовал главу правления Тольяттихимбанка Александра Попова. Следствие считает, что под его контролем головной банк ТОАЗа похищал активы завода. 16 мая в отношении Попова завели уголовное дело, несмотря на то, что с 2014 года он исправно приходил на допросы в качестве свидетеля.
3 июня этого года СК РФ завёл ещё одно уголовное дело в отношении Махлаев, Королева и других топ-менеджеров ТОАЗа. Их обвинили в организации преступного сообщества и участии в нём, в нескольких эпизодах мошенничества и неуплате налогов. За такие преступления могут отправить за решётку на 20 лет.
Не исключено, что данный поворот в деле имел в виду президент РФ Владимир Путин, который высказал в ходе прямой линии мнение о необходимости либерализации статьи 210 УК РФ. По экономическим преступлениям есть серьёзные недостатки на практике, считает российский лидер.
- Нужно работать на экспертном уровне, Правовое управление и Администрация президента должны этим заняться, в Думе должны подумать об этом… На сегодняшний день юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой корпорации, где один из членов замешан в нарушениях закона. Конечно, это недопустимо, совершенно очевидный факт, с этим нужно поработать и внести изменения в действующий закон, - сказал Путин.
23 июня депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов внёс на рассмотрение законопроект о выводе правонарушений в области бизнеса из-под вышеуказанной статьи, пояснив это тем, что "Сложившаяся и широко распространенная практика применения органами предварительного следствия и судами ст. 210 УК РФ демонстрирует необоснованность предъявления обвинения в ее совершении в отношении данной категорий лиц" и необходимостью дополнительной гарантии защиты бизнесменов от необоснованного уголовного преследования.
В итоге в деле ТОАЗа сложилась коллизия между позицией президента и действиями правоохранителей с признаками содействия рейдерскому захвату, резюмирует "Regnum". Это дело может ударить и по внешнеполитической репутации страны и самого главы государства, так как в соответствии с Конституцией судьи назначаются указами президента.
Сейчас Верховный суд Ирландии намерен приступить к рассмотрению иска в отношении ещё одной фирмы, подконтрольной Мазепину, EurotoazLtd. Не исключено, что по данному разбирательству будет присуждена очередная компенсация ТОАЗу, и Мазепину придётся выплатить огромную сумму.